Подвижные шахматы


Направленность
Физкультурно-спортивная:
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- Укрепление здоровья обучающихся, физическое совершенствование;
- Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Новизна
1. Шахматное образование в общеобразовательной организации в рамках «Физического развития» решает задачи обучения, воспитания и оздоровления обучающихся с учетом их возрастных особенностей и возможностей, а также способствует повышению уровня общей образованности, знакомству с теорией и практикой шахматной игры, развитию интеллектуального потенциала, формирует навыки волевой регуляции характера.
2. Впервые программа реализуется в организации.
Актуальность
Базируется на модуле, разработанном на основе обычных подвижных игр и эстафет, модифицированное содержание которых позволяет изучать правила шахматной игры непосредственно на занятиях физической культуры в образовательных организациях. Представленная технология позволяет педагогу знакомить детей с предстоящей эстафетой или подвижной игрой с шахматной темой, а непосредственно в процессе занятия происходит осознанное закрепление теоретических и практических знаний и умений. Такой подход позволяет педагогу включать эстафеты и игры по шахматным темам. Этого достаточно, чтобы обучающиеся овладевали базовыми сведениями о шахматах, играя в подвижные игры на большой напольной шахматной доске.
Педагогическая целесообразность
Шахматное образование в общеобразовательной организации в рамках «Физического развития» решает задачи обучения, воспитания и оздоровления обучающихся с учетом их возрастных особенностей и возможностей, а также способствует повышению уровня общей образованности, знакомству с теорией и практикой шахматной игры, развитию интеллектуального потенциала, формирует навыки волевой регуляции характера.
Отличительные особенности
Отличия от уже существующих:
- в постановке образовательных задач;
- в построении учебного плана;
- в содержании занятий;
- в основных педагогических идеях.
Адресат программы
Обучающиеся от 5 до 7 лет. Количество детей в группе от 10 до 15 человек. Программа рассчитана на 1 год обучения. Форма обучения очная. Работа проводится в рамках дополнительного образования.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 академическому часу. Академический час 25 минут. Педагог дополнительного образования Аладина Е.Д.. Программа реализуется на бюджетной основе.
Форма обучения: очная.
Объем программы: общее количество часов программы: 72.
Срок реализации: год.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 академическому часу с 10 минутным перерывом.
Особенности организации образовательного процесса
1. Состав группы постоянный.
2. Занятия групповые.
3. Виды занятий: теоретические, практические.
4. Организация обучения по программе: модульно.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие логического мышления и интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством обучения их основам игры в шахматы.
Задачи: развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них инициативы и самостоятельности, формирование умения принимать оптимальные решения в различных жизненных ситуациях.
Программа занятий
Знания о шахматах.
Происхождение шахмат. Шахматы как военная игра. Легенда о радже и мудреце Чатуранга. Появление шахмат в Европе и на Руси. Реформа шахмат.
Правила техники безопасности на уроках физической культуры при проведении подвижных игр с шахматной тематикой. Правила безопасного поведения при участии в подвижных играх на напольной шахматной доске.
Физкультурная деятельность.
Комплексы общеразвивающих упражнений различной функциональной направленности для подготовки к занятиям подвижными шахматами.
Физические упражнения на основе гимнастики, легкой атлетики и спортивных игр для проведения подвижных игр, и спортивных эстафет с шахматной тематикой.
Правила подвижных игр и эстафет с шахматной тематикой. Подготовка мест занятий подвижными шахматами в спортивном зале.
Шахматная деятельность.
Цель игры в шахматы. Шахматная доска. Правильное расположение шахматной доски. Шахматные термины. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. Центр. Фланги. Названия фигур. Пешка. Ладья. Конь. Слон. Ферзь. Король. Ценность фигур и пешек. Понятие хода. Правила ходов фигур и пешки. Рокировка. Нападение. Взятие. Шах. Способы защиты от шаха. Вечный шах. Мат. Пат.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника