Веселая кисточка

Педагогический работник Ковтун Татьяна Федоровна.
Педагогический работник
Ковтун Татьяна Федоровна

Дошкольное детство – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Багаж знаний, умений и навыков, накопленный в этот период, является основой, фундаментом при формировании интеллекта личности в целом.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердцу доброту и красоту, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования по ФГОС ДО является воспитание и развитие личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становления художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей действительности. Занятия по программе «Волшебная кисточка» направлены на развитие творческих способностей у одаренных детей, расширение и углубление знаний в области изобразительного искусства, через нетрадиционные техники рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества был выбран не случайно. Эти техники рисования помогают развивать ребенка всесторонне, способствуют развитию детской художественной одаренности. Нетрадиционные техники рисования разрабатывали такие исследователи как Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова. Они смогли доказать, что нетрадиционные техники рисования необходимы для развития дошкольников.

 Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155). Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Волшебная кисточка».

Актуальность программы

Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционными техниками рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Новизна

Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных предметов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» разработана в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используется адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).

Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у обучающихся навыков самообучения, а также в развитии и реализации их творческого потенциала.

Адресат программы

Обучающиеся от 5 до 7 лет. Количество детей в группе 10 человек. Программа рассчитана на 2 года обучения. Форма обучения очная. Работа по нетрадиционному рисованию проводится в рамках дополнительного образования.

Тематика дополнительного образования по нетрадиционному рисованию рассчитана на период с октября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю с детьми 5-7 лет по 1 часу. Академический час 25 минут.

Программа реализации на бюджетной основе.

Принципы построения программы

- Принцип сезонности (построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени);

- Принцип систематичности и последовательности («От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»);

- Принцип развивающего характера художественного образования.

- Принцип постановки задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

- Принцип интереса (построение с опорой на интересы детей);

- Принцип личностно-ориентированного (индивидуальный подхода к каждому ребёнку);

- Принцип активности, контролируемости (индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному).

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей 5 – 7 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования

Задачи: развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

В ходе реализации программы «Волшебная кисточка» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивания краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • батик (узелковая техника);
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

1.3. Возрастные особенности детей

Возрастные особенности изобразительной деятельности детей 5-6 лет

В этом возрасте дети хорошо ориентируются в материалах и приспособлениях для работы, с лёгкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счёт дополнительных деталей. У детей достаточно развит глазомер и мелкая моторика, чтобы довольно точно передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы. Педагог осуществляет показ только той части работы, где возможны затруднения, после чего выполняется вся работа.

Ребёнок строит свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы; умеет изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объём, перспективу. Использует способы складывания бумаги: гармошкой, вчетверо, в разных направлениях. Знаком с понятием «симметрия», правилами вырезания из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо или гармошкой, для получения определённых фигур или повторяющихся элементов. Знаком с новыми способами крепления деталей при лепке (в углублении и ленточным) и украшения работы. Различает холодные и тёплые цвета, умеет передавать их особенности и состояние в различное время суток, владеет способами передачи фактуры (гладкая, пушистая), применяет информацию об эмоциональных характеристиках цвета и его особенностях при создании образа. Владеет навыками построения линейной композиции, работает над выразительностью формы, умеет передавать пропорции 5 фигур в рисунке и композиции, умеет выделять смысловой центр в композиции. Передаёт движение в своей работе. Рисует и лепит то, что для него интересно или эмоционально значимо. Может планировать свою работу (выделять в ней этапы, работать по рисункам и чертежам, по шаблонам и трафаретам, по готовой выкройке, рационально использовать материалы). Может анализировать свою работу (передача характера, формы, объёма, сюжета, подбор цветовой гаммы; вся работа в целом), вносить изменения, дополнения. Создаёт небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Создаёт изображения по мотивам народных игрушек. Изображает предметы и создаёт несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы.

Возрастные особенности изобразительной деятельности детей 6-7 лет

Данный этап вполне можно назвать этапом творческой реализации. В этом возрасте у детей накоплен достаточный багаж знаний, умений и навыков для самостоятельной работы. Дети в состоянии работать в подгруппах, где каждый отвечает за свою часть работы. Коллективные работы могут выполняться в различных техниках. Совмещение и проникновение одних техник в другие даёт интересные результаты и делает работы детей более выразительными и содержательными. В этом возрасте меняется и роль педагога. Он выступает теперь лишь как советчик, помогающий подметить интересные стороны в изображаемом. При этом учитываются проявление творчества; выразительность; передача характера, формы, объёма, сюжета; подбор цветовой гаммы; вся работа в целом и т.п. Ребёнок интересуется новым, неизвестным, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Работы могут выполняться в различных техниках. Совмещение и проникновение одних техник в другие даёт интересные результаты и делает работы детей более выразительными и содержательными. Может изготавливать работы в сотрудничестве с товарищами. Ребёнок уже может соблюдать последовательность в выполнении работы: выбирать сюжет, уточнять общие очертания и формы, ставя акцент на наиболее интересном, впечатляющем. Способен заготавливать необходимые материалы для работ, самостоятельно решая поставленные задачи, используя всю гамму цветов и оттенков в своей работе. Ребёнок может самостоятельно вносить изменения и дополнения в изделие, создавая целостный образ, передавая характер и настроение изображаемого при помощи цвета, жестов, поз, мимики. Старшие дошкольники владеют навыками коллективной творческой деятельности, активно участвуют в создании коллективных работ разной тематики. Изобразительная деятельность является эффективным средством гармоничного развития личности дошкольника, так как носит комплексный характер.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Живописно-графическое творчество: умения, связанные с цветом - выделяет и называет цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, охра, розовый, голубой, сиреневый), оттенки (красно – оранжевый, оранжево – желтый, желто - зеленый, зелено – синий, сине – фиолетовый, фиолетово – красный и др.); дает характеристику оттенкам по различным признакам (насыщенность, светлота); смешивает цвета, используя приемы наложения, вливания; соотносит цвета и оттенки, определяет идентичность; составляет растяжку оттенков одного цвета (от одного к другому); классифицирует цвета по одному или двум признаку; подбирает гармоничные цвета, используя схемы, таблицы; работает с цветовым кругом; передает через цвет настроение, характер образа, различные ощущения; создает с помощью цвета абстрактные цветочные композиции, отображающие все многообразие мира; выделяет цвет в оттенках.

Умения, связанные с формой: вычленяет и называет геометрические фигуры: плоские (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция); объемные (куб, шар, цилиндр, конус, усеченный конус, пирамида, параллелограмм – «кирпичик»); превращает бесформенное пятно в образ, используя различные художественные техники; составляет рисунок из точек разными инструментами – кисточками, карандашами, фломастерами, ватными палочками, используя разный ритм и разный тип группировки; проводит различные линии (прямые, волнистые, спиралевидные, зигзагообразные, замкнутые), составляет из них образ (стилизованный, абстрактный); рисует плоские геометрические фигуры (круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат, овал, трапеция); выполняет тушевку, различную штриховку; передает мазками форму предмета, объекта.

Умения, связанные с композицией: выполняет фон; выделяет композиционный центр; изображает линию горизонта; передает воздушную и линейную перспективу; составляет ритмическую композицию, передает различный ритм; уравновешивает композицию рисунка; составляет симметричные и асимметричные композиции; передает динамику образа; использует светотеневую моделировку в рисунке.

Умения, связанные с техникой: использует технику по – сырому; пользуется различными инструментами и приемами для создания фона; равномерно закрашивает поверхность листа; использует печати, штампы для получения ритмического рисунка; использует мазочное письмо, лессировку, отмывку, заливку; пользуется двумя кисточками одновременно для получения фактурного мазка; аккуратно пользуется красками; бережно относится к кисточкам, фломастерам, восковым мелкам; пользуется палитрой.

Формы представления результатов: открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей; выставки рисунков; конкурсы, соревнования.

Программа занятий

Программа «Волшебная кисточка» – это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Деревья», «Животные», «Птицы», "Домашние животные", "Сказки", "Цветы", "Игрушки", "Загадки Радуги". Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie